Back to Top

Исследование о жилищнике 2022

ДЕПУТАТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

О деятельности столичных ГБУ «Жилищник»

ВВЕДЕНИЕ

Институт ГБУ «Жилищник» районов Москвы (далее – жилищник) существует уже почти 10 лет (Постановление Правительства Москвы от 14.03.2013 № 146-ПП), и все эти годы его деятельность подвергается критике.

В 2020-21 годах мы проводили исследования жилищника, которые, к сожалению, остались не востребованы органами власти Москвы. Тем не менее мы продолжаем нашу работу в части совершенствования жилищника.

Цель текущего исследования — перепроверить и найти новые аргументы в пользу результата нашего первого исследования, согласно которому: 

необходима организация и проведение
ежегодного бизнес-аудита всех столичных ГБУ «Жилищник»

с разработкой для каждого из них собственного набора рекомендаций по совершенствованию управленческих, кадровых, коммуникационных, финансовых, правовых и прочих процессов, а также подтверждение полноты и достоверности отчетности, в т.ч. размещаемой на сторонних ресурсах.

Для достижения поставленной цели мы анализируем и сопоставляем финансовые показатели за 2020 год, опубликованные в разных официальных источниках. В связи с неполнотой публикации первичных данных для сравнения с данными за 2020 год используются данные за 2016 год.

ВЫВОД

В ходе изучения и сопоставления параметров были установлены следующие факты, требующие системного вмешательства и/или объяснения:

— жилищник не раскрывает всей информации, которую он обязан публиковать по закону;

— финансовые параметры разных жилищников, приведенные к сопоставимому виду, могут отличаться в разы;

— одинаковые параметры одного и того же жилищника, опубликованные на разных ресурсах, могут отличаться в разы;

— объем и характер раскрываемой жилищниками информации отличается от округа к округу;

— большинство жилищников характеризуются низкой исполнительской дисциплиной.

Эти факты позволяют сделать вывод, что для ста двадцати одного ГБУ «Жилищник», управляемых из 11 центров управления – префектур (не считая отдельные департаменты органов власти города), единственно оптимальным решением будет организация и проведение ежегодного бизнес-аудита с разработкой для каждого из них собственного набора рекомендаций по совершенствованию управленческих, кадровых, коммуникационных, финансовых, правовых и прочих процессов, а также подтверждение полноты и достоверности отчетности, в т.ч. размещаемой на сторонних ресурсах.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

— Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях Федерального казначейства, https://bus.gov.ru (ГМУ ФК);

— Портал управления многоквартирными домами Правительства Москвы, https://dom.mos.ru/ (портал «Дома Москвы»);

— 118 сайтов ГБУ «Жилищник» районов Москвы; 

— письменные ответы, поступившие в адрес депутата от жилищников, МЖИ, ГУ МЧС, ОАТИ, Главконтроля (имеются в наличии).

ОБОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ВЫВОДА

Для обоснования полученного вывода приведем 11 утверждений, с разных сторон негативно характеризующих отчетность и отдельные действия, совершаемые жилищниками.

  1. Финансовый результат

Финансовый результат – один из основных показателей, отражающих экономический итог хозяйственной жизни жилищников, попросту говоря, является ли организация прибыльной или убыточной.

За исследуемый период с 2016 по 2020 годы жилищники из прибыльных учреждений превратились в целом в убыточные.

В среднем по городу в расчете на один жилищник финансовый результат в 2016 году был положительный и составлял 99 млн руб., тогда как в 2020 году стал отрицательным и составил -76 млн руб. Самое динамичное падение показали жилищники ЦАО, где все 10 районных жилищников со средней прибылью в расчете на один жилищник в 120 млн руб. в 2016 году показали в среднем убыток в размере 230 млн руб. в 2020 году.

  1. Штатная численность

Все жилищники отличаются по площади обслуживаемых территорий и зданий, соответственно, и штатная численность разная. Между тем, сравнив сведения за 2020 год о штатной численности жилищников на сайте портала «Дома Москвы» со сведениями сайта ГМУ ФК, вынуждены констатировать массовое несовпадение данных. В 2016 году дела обстояли лучше, если это можно так назвать: только 6 из 121 жилищника указали идентичные сведения о штатной численности на указанных выше сайтах.

  1. Приносящая доход (коммерческая) деятельность

За период с 2016 по 2020 годы приносящая доход деятельность сократилась в процентном соотношении с 67% до 65% при том, что цены на все виды услуг регулярно индексировались. Из этого можно резюмировать, что приносящая доход деятельность не развивается, или же работы стали проводиться неофициально.

  1. Расходная деятельность

Важная расходная часть бюджета столичных жилищников – это госзакупки, в том числе покупка автоматизированной и механизированной техники, инженерного оборудования, объектов для озеленения, спецодежды, канцтоваров, строительных товаров и материалов для текущего ремонта, благоустройства и прочее. В 2020 году в среднем жилищники тратили около половины всех расходов или 1150 млн рублей на закупку товаров. В тоже время можно выделить следующие районы с аномально низкими закупками:

— Можайский – 650 тыс. руб. или 0,11% от общей суммы расходов;

— Чертаново Центральное – 1,3 млн руб. или 0,47%;

— Лосиноостровский – 111 млн руб. или 7%.

  1. Заработная плата

В 2020 году заработная плата персонала составляла в среднем 28% от общих доходов жилищников. В абсолютном выражении это 44,9 тыс. руб., причем разброс значений лежит в диапазоне от 27 тысяч до 63 тысяч рублей. Разница в два с лишним раза для аналогичных по своей структуре организаций более чем существенна.

  1. Задолженность перед ресурсоснабжающими организациями

За исследуемый период количество жилищников, не предоставляющих данные по задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, увеличилось с 18 до 23 шт.

Из тех жилищников, кто предоставил данные:

— средний долг перед ресурсоснабжающими организациями увеличился с 228 млн до 321 млн рублей.

— в 2020 году в районе Братеево долг местного ГБУ «Жилищник» составляет астрономические 22 млрд рублей, что эквивалентно доходам всех 16 жилищников ЮАО за представленный год.

    — в то время как в 2016 году долговым «лидером» был Жилищник района Некрасовка с общей задолженностью в 11 млрд рублей. 

  1. Штрафы от контролирующих органов

В 2020 году по данным портала «Дома Москвы» в среднем на один жилищник приходится 9,5 млн рублей штрафов, но это данные, основанные на неполной информации. Так, в Северном административном округе только 3 из 16 жилищников отразили сумму штрафов за 2020 год. Похожая ситуация наблюдается в СЗАО и ВАО, где большинство жилищников также не указали данные о штрафах.

Для анализа статистических данных о количестве административных штрафов в отношении жилищников нами была запрошена информация в Главном контрольном управлении г. Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы, Главном управлении МЧС России по г. Москве, Объединении административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) и в самих ГБУ «Жилищник» районов города Москвы. Главконтроль и Мосжилинспекция данные не предоставили.

Сравнив данные, полученные от жилищников, с данными предоставленными ГУ МЧС России по Москве и ОАТИ Москвы, с сожалением констатируем, что ответы от жилищников о начисленных штрафах по линии ГУ МЧС России только в половине случаев оказались идентичными, при этом данные жилищников и ОАТИ полностью разнятся за 2020 и 2021 годы.

Примечательно, что за период с 2020 по 2021 годы среднее количество штрафов ОАТИ в адрес жилищников увеличилось в 3 раза! Есть и здесь лидеры, так, в ЮЗАО, по сведениям ОАТИ, в 2020 году в среднем на 1 жилищник приходилось 10 штрафов, в 2021 году инспекция стала выписывать в среднем 69 штрафов на каждый жилищник.

  1. Наполняемость сайтов жилищников

На момент проведения исследования (январь-февраль 2022 года) не работали сайты жилищников районов: Южное Медведково, Восточный, Обручевский.

Действующие 118 сайтов столичных жилищников функционально все отличны друг от друга, имеют разную структуру и степень отражения на них данных. Каждый жилищник публикует те сведения, которые считает нужными. Зачастую сайты не информативны, и получить с них необходимую информацию бывает затруднительно. И вот почему:

 — одни жилищники публикуют до 2000 новостей в год, другие не публикуют новости вовсе;

— у 22 жилищников контактная информация для связи на стартовой странице не опубликована;

— лишь 36 жилищников осветили информацию о средней заработной плате руководителей;

— только 91 жилищник публикует фотографии руководителя и всех заместителей;

— 33 жилищника не публикуют списки должников за предыдущий год;

— наконец, у 69 жилищников не представлена возможность электронного обращения через сайт.

  1. Исполнительская дисциплина 

Для оценки исполнительской дисциплины мы запросили ряд сведений в самих жилищниках и получили в ответ на 121 запрос только 55 писем, в некоторых из которых утверждалось ни много ни мало, что депутат Московской городской Думы в принципе не вправе запрашивать информацию в ГБУ «Жилищник» (см. приложение).

Если жилищники так отвечают на запросы депутата МГД, то не удивительно, что они игнорируют обращения рядовых жителей Москвы в свой адрес или просто не вступают с ними в контакт, не предоставляя им контактных данных, как было указано выше.

  1. Фактор учредителя

Несмотря на то, что деятельность жилищника регламентирована одним документом, централизованное общегородское методическое управление фактически отсутствует. Вся деятельность жилищников зависит от своего учредителя – префектуры административного округа и непосредственных «начальников» – районных управ, которые также управляют жилищниками в рамках ведомственной принадлежности. 

В результате каждая префектура устанавливает ту или иную степень контроля и свободы, в силу чего деятельность жилищников из разных округов может отличаться кардинально.

  1. Обязанность публикации данных

Информацию на сайте ГМУ ФК обязаны размещать государственные и муниципальные учреждения всех типов. Не размещают информацию о своей деятельности лишь органы, оперирующие с государственной тайной. Перечень требуемой к размещению учреждениями информации на сайте изложен в Приказе Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н. Требования к порядку размещения информации на сайте утверждены Приказом Казначейства России от 15.02.2012 № 72. Сайт ГМУ ФК содержит три основных раздела, обязательных для заполнения каждым из учреждений: информация об учреждении, плановые и фактические показатели.

Но далеко не все жилищники добросовестно выполняют данные обязанности. Зачастую отсутствует какая-либо информация за тот или иной год. Данных за 2013-2015 гг. практически нет, заполняли эти периоды подавляющее меньшинство жилищников. В этой связи, повторимся, для целей исследования был взят 2016 год и последний отчетный 2020 год. Но и за 2016 год не все округа в полной мере отражают информацию. Например, Северный административный округ на сайте ГМУ ФК отражает данные только с 2017 и 2018 годов, поэтому объективно оценить текущую ситуацию о результатах деятельности не представляется возможным. В свою очередь данные по одним и тем же параметрам одного периода часто не совпадают на сайтах ГМУ ФК и портале «Дома Москвы».

РЕЗЮМЕ

Призываем органы власти Москвы обратить внимание на многочисленные критические высказывания в адрес жилищников со стороны москвичей, а также на результат нашего исследования, и, в качестве первой меры реагирования, провести пробный бизнес-аудит одного или двух ГБУ «Жилищник».

Альтернативы бизнес-аудиту нет: только после полного понимания сильных и слабых сторон в учреждении возможно проведение оптимизации, регламентации и реструктуризации деятельности учреждения с целью усиления его эффективности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Авторский коллектив

М.Яндиев, Е.Климов, Ю.Магомедова, М.Цечоев, И.Яндиев, Е.Богданов

Постоянный адрес исследования: https://yandiev-m.ru/?page_id=260

Для замечаний и предложений электронная почта iandiev@duma.mos.ru

Январь-март 2022 года

Москва

Исследование о жилищнике 2022