Исследование о жилищнике 2022
ДЕПУТАТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
О деятельности столичных ГБУ «Жилищник»
ВВЕДЕНИЕ
Институт ГБУ «Жилищник» районов Москвы (далее – жилищник) существует уже почти 10 лет (Постановление Правительства Москвы от 14.03.2013 № 146-ПП), и все эти годы его деятельность подвергается критике.
В 2020-21 годах мы проводили исследования жилищника, которые, к сожалению, остались не востребованы органами власти Москвы. Тем не менее мы продолжаем нашу работу в части совершенствования жилищника.
Цель текущего исследования — перепроверить и найти новые аргументы в пользу результата нашего первого исследования, согласно которому:
необходима организация и проведение
ежегодного бизнес-аудита всех столичных ГБУ «Жилищник»
с разработкой для каждого из них собственного набора рекомендаций по совершенствованию управленческих, кадровых, коммуникационных, финансовых, правовых и прочих процессов, а также подтверждение полноты и достоверности отчетности, в т.ч. размещаемой на сторонних ресурсах.
Для достижения поставленной цели мы анализируем и сопоставляем финансовые показатели за 2020 год, опубликованные в разных официальных источниках. В связи с неполнотой публикации первичных данных для сравнения с данными за 2020 год используются данные за 2016 год.
ВЫВОД
В ходе изучения и сопоставления параметров были установлены следующие факты, требующие системного вмешательства и/или объяснения:
— жилищник не раскрывает всей информации, которую он обязан публиковать по закону;
— финансовые параметры разных жилищников, приведенные к сопоставимому виду, могут отличаться в разы;
— одинаковые параметры одного и того же жилищника, опубликованные на разных ресурсах, могут отличаться в разы;
— объем и характер раскрываемой жилищниками информации отличается от округа к округу;
— большинство жилищников характеризуются низкой исполнительской дисциплиной.
Эти факты позволяют сделать вывод, что для ста двадцати одного ГБУ «Жилищник», управляемых из 11 центров управления – префектур (не считая отдельные департаменты органов власти города), единственно оптимальным решением будет организация и проведение ежегодного бизнес-аудита с разработкой для каждого из них собственного набора рекомендаций по совершенствованию управленческих, кадровых, коммуникационных, финансовых, правовых и прочих процессов, а также подтверждение полноты и достоверности отчетности, в т.ч. размещаемой на сторонних ресурсах.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
— Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях Федерального казначейства, https://bus.gov.ru (ГМУ ФК);
— Портал управления многоквартирными домами Правительства Москвы, https://dom.mos.ru/ (портал «Дома Москвы»);
— 118 сайтов ГБУ «Жилищник» районов Москвы;
— письменные ответы, поступившие в адрес депутата от жилищников, МЖИ, ГУ МЧС, ОАТИ, Главконтроля (имеются в наличии).
ОБОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ВЫВОДА
Для обоснования полученного вывода приведем 11 утверждений, с разных сторон негативно характеризующих отчетность и отдельные действия, совершаемые жилищниками.
-
Финансовый результат
Финансовый результат – один из основных показателей, отражающих экономический итог хозяйственной жизни жилищников, попросту говоря, является ли организация прибыльной или убыточной.
За исследуемый период с 2016 по 2020 годы жилищники из прибыльных учреждений превратились в целом в убыточные.
В среднем по городу в расчете на один жилищник финансовый результат в 2016 году был положительный и составлял 99 млн руб., тогда как в 2020 году стал отрицательным и составил -76 млн руб. Самое динамичное падение показали жилищники ЦАО, где все 10 районных жилищников со средней прибылью в расчете на один жилищник в 120 млн руб. в 2016 году показали в среднем убыток в размере 230 млн руб. в 2020 году.
-
Штатная численность
Все жилищники отличаются по площади обслуживаемых территорий и зданий, соответственно, и штатная численность разная. Между тем, сравнив сведения за 2020 год о штатной численности жилищников на сайте портала «Дома Москвы» со сведениями сайта ГМУ ФК, вынуждены констатировать массовое несовпадение данных. В 2016 году дела обстояли лучше, если это можно так назвать: только 6 из 121 жилищника указали идентичные сведения о штатной численности на указанных выше сайтах.
-
Приносящая доход (коммерческая) деятельность
За период с 2016 по 2020 годы приносящая доход деятельность сократилась в процентном соотношении с 67% до 65% при том, что цены на все виды услуг регулярно индексировались. Из этого можно резюмировать, что приносящая доход деятельность не развивается, или же работы стали проводиться неофициально.
-
Расходная деятельность
Важная расходная часть бюджета столичных жилищников – это госзакупки, в том числе покупка автоматизированной и механизированной техники, инженерного оборудования, объектов для озеленения, спецодежды, канцтоваров, строительных товаров и материалов для текущего ремонта, благоустройства и прочее. В 2020 году в среднем жилищники тратили около половины всех расходов или 1150 млн рублей на закупку товаров. В тоже время можно выделить следующие районы с аномально низкими закупками:
— Можайский – 650 тыс. руб. или 0,11% от общей суммы расходов;
— Чертаново Центральное – 1,3 млн руб. или 0,47%;
— Лосиноостровский – 111 млн руб. или 7%.
-
Заработная плата
В 2020 году заработная плата персонала составляла в среднем 28% от общих доходов жилищников. В абсолютном выражении это 44,9 тыс. руб., причем разброс значений лежит в диапазоне от 27 тысяч до 63 тысяч рублей. Разница в два с лишним раза для аналогичных по своей структуре организаций более чем существенна.
-
Задолженность перед ресурсоснабжающими организациями
За исследуемый период количество жилищников, не предоставляющих данные по задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, увеличилось с 18 до 23 шт.
Из тех жилищников, кто предоставил данные:
— средний долг перед ресурсоснабжающими организациями увеличился с 228 млн до 321 млн рублей.
— в 2020 году в районе Братеево долг местного ГБУ «Жилищник» составляет астрономические 22 млрд рублей, что эквивалентно доходам всех 16 жилищников ЮАО за представленный год.
— в то время как в 2016 году долговым «лидером» был Жилищник района Некрасовка с общей задолженностью в 11 млрд рублей.
-
Штрафы от контролирующих органов
В 2020 году по данным портала «Дома Москвы» в среднем на один жилищник приходится 9,5 млн рублей штрафов, но это данные, основанные на неполной информации. Так, в Северном административном округе только 3 из 16 жилищников отразили сумму штрафов за 2020 год. Похожая ситуация наблюдается в СЗАО и ВАО, где большинство жилищников также не указали данные о штрафах.
Для анализа статистических данных о количестве административных штрафов в отношении жилищников нами была запрошена информация в Главном контрольном управлении г. Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы, Главном управлении МЧС России по г. Москве, Объединении административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) и в самих ГБУ «Жилищник» районов города Москвы. Главконтроль и Мосжилинспекция данные не предоставили.
Сравнив данные, полученные от жилищников, с данными предоставленными ГУ МЧС России по Москве и ОАТИ Москвы, с сожалением констатируем, что ответы от жилищников о начисленных штрафах по линии ГУ МЧС России только в половине случаев оказались идентичными, при этом данные жилищников и ОАТИ полностью разнятся за 2020 и 2021 годы.
Примечательно, что за период с 2020 по 2021 годы среднее количество штрафов ОАТИ в адрес жилищников увеличилось в 3 раза! Есть и здесь лидеры, так, в ЮЗАО, по сведениям ОАТИ, в 2020 году в среднем на 1 жилищник приходилось 10 штрафов, в 2021 году инспекция стала выписывать в среднем 69 штрафов на каждый жилищник.
-
Наполняемость сайтов жилищников
На момент проведения исследования (январь-февраль 2022 года) не работали сайты жилищников районов: Южное Медведково, Восточный, Обручевский.
Действующие 118 сайтов столичных жилищников функционально все отличны друг от друга, имеют разную структуру и степень отражения на них данных. Каждый жилищник публикует те сведения, которые считает нужными. Зачастую сайты не информативны, и получить с них необходимую информацию бывает затруднительно. И вот почему:
— одни жилищники публикуют до 2000 новостей в год, другие не публикуют новости вовсе;
— у 22 жилищников контактная информация для связи на стартовой странице не опубликована;
— лишь 36 жилищников осветили информацию о средней заработной плате руководителей;
— только 91 жилищник публикует фотографии руководителя и всех заместителей;
— 33 жилищника не публикуют списки должников за предыдущий год;
— наконец, у 69 жилищников не представлена возможность электронного обращения через сайт.
-
Исполнительская дисциплина
Для оценки исполнительской дисциплины мы запросили ряд сведений в самих жилищниках и получили в ответ на 121 запрос только 55 писем, в некоторых из которых утверждалось ни много ни мало, что депутат Московской городской Думы в принципе не вправе запрашивать информацию в ГБУ «Жилищник» (см. приложение).
Если жилищники так отвечают на запросы депутата МГД, то не удивительно, что они игнорируют обращения рядовых жителей Москвы в свой адрес или просто не вступают с ними в контакт, не предоставляя им контактных данных, как было указано выше.
-
Фактор учредителя
Несмотря на то, что деятельность жилищника регламентирована одним документом, централизованное общегородское методическое управление фактически отсутствует. Вся деятельность жилищников зависит от своего учредителя – префектуры административного округа и непосредственных «начальников» – районных управ, которые также управляют жилищниками в рамках ведомственной принадлежности.
В результате каждая префектура устанавливает ту или иную степень контроля и свободы, в силу чего деятельность жилищников из разных округов может отличаться кардинально.
-
Обязанность публикации данных
Информацию на сайте ГМУ ФК обязаны размещать государственные и муниципальные учреждения всех типов. Не размещают информацию о своей деятельности лишь органы, оперирующие с государственной тайной. Перечень требуемой к размещению учреждениями информации на сайте изложен в Приказе Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н. Требования к порядку размещения информации на сайте утверждены Приказом Казначейства России от 15.02.2012 № 72. Сайт ГМУ ФК содержит три основных раздела, обязательных для заполнения каждым из учреждений: информация об учреждении, плановые и фактические показатели.
Но далеко не все жилищники добросовестно выполняют данные обязанности. Зачастую отсутствует какая-либо информация за тот или иной год. Данных за 2013-2015 гг. практически нет, заполняли эти периоды подавляющее меньшинство жилищников. В этой связи, повторимся, для целей исследования был взят 2016 год и последний отчетный 2020 год. Но и за 2016 год не все округа в полной мере отражают информацию. Например, Северный административный округ на сайте ГМУ ФК отражает данные только с 2017 и 2018 годов, поэтому объективно оценить текущую ситуацию о результатах деятельности не представляется возможным. В свою очередь данные по одним и тем же параметрам одного периода часто не совпадают на сайтах ГМУ ФК и портале «Дома Москвы».
РЕЗЮМЕ
Призываем органы власти Москвы обратить внимание на многочисленные критические высказывания в адрес жилищников со стороны москвичей, а также на результат нашего исследования, и, в качестве первой меры реагирования, провести пробный бизнес-аудит одного или двух ГБУ «Жилищник».
Альтернативы бизнес-аудиту нет: только после полного понимания сильных и слабых сторон в учреждении возможно проведение оптимизации, регламентации и реструктуризации деятельности учреждения с целью усиления его эффективности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
-
-
-
-
Письма-отказы в предоставлении информации от жилищников
Авторский коллектив
М.Яндиев, Е.Климов, Ю.Магомедова, М.Цечоев, И.Яндиев, Е.Богданов
Для замечаний и предложений электронная почта iandiev@duma.mos.ru
Январь-март 2022 года
Москва
